Нужно ли менять масло в АКПП БМВ?
О необходимости замены масла в автоматической коробке передач (АКПП) написано достаточно много во многих руководствах по эксплуатации автомобиля. Об это знают все водители. Но, почему-то, на замену примерно 30% наших клиентов приезжают с опозданием. В данной статье мы еще раз напомним, что замена масла в коробке должна производиться каждые 60–80 000 км пробега или 3 года эксплуатации.
Почему нужно производить замену?
Современное масло, которое используется в АКПП — сложнейшее высокотехнологическое соединение. Оно обеспечивает эффективную смазку на больших оборотах вращения механизмов коробки. Сложность эффективной смазки на таких режимах долго беспокоила инженеров и химиков. Дело в том, чтобы обеспечить смазывание деталей на высоких скоростях вращения, масло должно обладать высокой текучестью, а с повышением текучести, масло успевает проникать между шестернями, но понижается эффективность смазки. А более тонкий слой не обеспечивает достаточной толщины плёнки, и металлические поверхности вступают во взаимодействие, особенно, при больших нагрузках. Данная проблема до сих пор остаётся нерешённой для многих производителей масел. Им удалось решить проблему частично, найдя золотую середину. А полностью устранить это недостаток получилось только у ведущих мировых концернов, которые нашли финансы и сумели решить эту непростую задачу. Их масла обладают и высокой текучестью и могут сохранить достаточную толщину масляной плёнки при больших и малых оборотах.
Вот почему масло для коробки нужно покупать только тех брендов, которые рекомендованы производителем БМВ.
Но только у такого масла есть недостаток — оно не может эксплуатироваться долго.
Причин для потери свойств несколько:
- Старение масла от времени. После двух зим, когда масло подвергается многократному замораживанию и размораживанию, происходит разрушение тех самых многоатомных молекул масла, которые обеспечивают его эффективное функционирование. После достижения критического значения, масло уже не может обеспечивать снижать трение до установленных норм, и скорость износ деталей начинает увеличиваться.
- Потеря свойств масла в процессе эксплуатации. Когда масляная жидкость оказывается между трущимися деталями, особенно между шестернями, оно подвергается воздействию очень высокого локального давления между соприкасающимися поверхностями. Высокое давление и высокая температура в этих маленьких участках очень плохо влияет на масло, результатом чего мы получает разрушенные молекулы. Конечно, молекул в масле много, и разрушить их все не получится. Но с течением времени процент разрушенных молекул достигает своего опасного значения — масло перестаёт нормально работать. Такое происходит на рубеже 60 – 80 000 км. Отсутствие жесткого срока замены масла обусловлено характером вождения. Чем плавнее и аккуратнее стиль, тем интервал выше, чем более «резкий» стиль вождения, тем интервал меньше.
- Засорение масла продуктами износа. Какое бы не было эффективное масло, к сожалению, снизить соприкосновение между металлическими поверхностями на 100% нельзя. Всегда останется хоть и небольшое трение. В результате этого происходит отделение от металла микроскопических частиц, которые и попадают в масло. Количество их вначале небольшое, но с течением времени их становится всё больше и больше. И достигают они порогового значения как раз в установленные сроки замены.
Это основные причины. Есть и еще и второстепенные, касающееся самих химических процессов, протекающих в масле под воздействием различных факторов, но влияние их на качество минимальное.
Подытоживая сказанное, отметим, что замена масла — это обязательная процедура, которую необходимо производить в регламентные сроки. Несоблюдение таких требований приводит к преждевременному износу дорогостоящих деталей внутри АКПП и выходу её из строя.